Коллекция состоит из 523 предметов. Она включает изделия из фарфора и фаянса преимущественно второй половины XVIII – конца XIX в.

В этом собрании представлены изделия многих русских заводов: Императорского фарфорового завода, Гарднера, Попова, Юсупова, Всеволожского и Поливанова, Миклашевского, Сабанина, Иконникова, Сафронова, бр. Корниловых, Кудинова, М.С. Кузнецова, Ауэрбаха, а также западноевропейских. Среди них – французские – Даготи, Фейе, Дарт, Наст, герцога Ангулемского, Куртейль, на рю Паради; немецкие – Мейсенский, Берлинский; австрийский – Венский; английские – Кроун-Дерби, Веджвуд, Давенпорт. Основную часть коллекции «Керамика» составляют предметы, бытовавшие в усадебном доме и находившиеся в нём к моменту открытия музея. Такие хрупкие материалы, как фарфор и фаянс, от энгельгардтовских времён до музейной поры не дошли. Среди мелких предметов на столе Е.А. Боратынского в Кабинете двух поэтов отметим фаянсовый стаканчик (КП-557), принадлежавший поэту. Он был передан в музей правнуком поэта Дмитрием Александровичем Боратынским. Посуды и фарфоровых изделий, связанных с именами из семейства Путят, в собрании музея почти нет. Кроме одного предмета – чайника завода Веджвуд (КП-2558) из небольшого чайного сервиза, подаренного Д.В. Путятой в 1869 году племяннице Ольге Николаевне Путяте в день её свадьбы. Он был передан в дар музею Кириллом Васильевичем Пигарёвым в 1972 г. Семья Тютчевых хранила вещи как мурановских обитателей, так и родственников, привезённые из разных мест. В мемориальной экспозиции музея было представлено множество личных вещей Ф.И. Тютчева. В спальне, на комоде, стояли рядом фарфоровая чашка с блюдцем розового цвета (КП-1087), которой постоянно пользовался поэт (завод Попова, сер. 19 века); на туалетном столе – фарфоровая грелка для чайника (КП-1101) в форме башни (завод Попова, сер. XIX века).

Вероятно, старшей дочери пота Анне Фёдоровне Тютчевой принадлежали чашки с фотопортретами её воспитанников - вел. княжны Марии Александровны (КП-1214) и вел. князя Сергея Александровича (КП-1473). Одна из них (с изображением вел. князя Сергея Александровича) имеет марку завода бр. Корниловых, другая – с портретом его сестры, вероятно, того же завода. С большой долей вероятности можно предположить, что они были заказаны царской семьёй для Анны Фёдоровны на память о её воспитанниках.

Иван Фёдорович Тютчев, сын поэта, сохранил сервиз (КП-656-685), некогда принадлежавший матушке поэта Екатерине Львовне. В семье Тютчевых он был в употреблении более 100 лет, правда, только в парадных случаях. Это мейсенский фарфор 1750-1760-х гг., всегда считавшийся большой ценностью.

Вероятно, старшей дочери пота Анне Фёдоровне Тютчевой принадлежали чашки с фотопортретами её воспитанников - вел. княжны Марии Александровны (КП-1214) и вел. князя Сергея Александровича (КП-1473). Одна из них (с изображением вел. князя Сергея Александровича) имеет марку завода бр. Корниловых, другая – с портретом его сестры, вероятно, того же завода. С большой долей вероятности можно предположить, что они были заказаны царской семьёй для Анны Фёдоровны на память о её воспитанниках. Иван Фёдорович Тютчев, сын поэта, сохранил сервиз (КП-656-685), некогда принадлежавший матушке поэта Екатерине Львовне. В семье Тютчевых он был в употреблении более 100 лет, правда, только в парадных случаях. Это мейсенский фарфор 1750-1760-х гг., всегда считавшийся большой ценностью.

Естественно, что в доме было много бытовых предметов из фарфора и фаянса, свидетелей былого уюта ушедшей усадебной жизни: умывальные сервизы, полоскушки, кувшины, молочники.

В 1770-е годы в Европе и России распространяется стиль классицизм, ориентированный на классическое искусство античности. Достижения классицизма ярко продемонстрировала Венская мануфактура. Это производство представлено в Муранове несколькими предметами из коллекции внука поэта Н.И. Тютчева: рюмочной передачей и двумя ажурными вазами 1803 года, а также ажурной вазой на подставке 1805 года.

Жемчужина мурановского собрания – чашка (КП-341) в стиле ампир Императорского фарфорового завода 1820-х годов с подписной миниатьюрой Владимира Мещерякова. Он был одним из лучших миниатюристов ИФЗ.

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений