Ковры, скатерти, диванные подушки, оконные драпировки создавали уют и жилой комфорт усадебного дома. Ковры были практически в каждой комнате. Создатель музея Николай Иванович Тютчев сохранил их местоположение и в экспозиции.

Это ковры ручной работы – персидские, азербайджанские, текинские, кавказские конца XVIII – XIX в. Коллекция насчитывает 99 предметов. По своему происхождению предметы этой коллекции делятся на несколько групп:

  • Предметы, бытовавшие в усадебном доме и находившиеся в нем к моменту открытия музея.
  • Мемориальные предметы, принадлежавшие Ф.И.Тютчеву, И.С.Аксакову.
  • Предметы из коллекции Н.И.Тютчева, переданные им в дар музею в 1920-х годах.
  • Вещи, поступившие в музейный период и являющиеся предметами из семей владельцев Муранова и лиц из их родственного окружения.

Особого внимания заслуживает шерстяной ковёр ручной работы, выполненный неизвестными мастерами (2-я половина XIX в.) из Зеленой гостиной. Высочайшим образцом женского рукоделия, бывшим традиционным занятием дам высшего света, является ковёр, вышитый по канве цветною шерстью вдовой поэта Фёдора Ивановича Тютчева Эрнестиной Фёдоровной Тютчевой. Ею же вышиты оконные драпировки, экспонирующиеся в Спальне Ф.И.Тютчева и Библиотеке Главного дома. Мемориальными вещами Ф.И.Тютчева из этой коллекции являются ковер в кабинете и подушка для ног. А с именем И.С.Аксакова связаны ковер в его кабинете и многочисленные ленты от венков, которые были возложены на его могилу.

В технике рельефной вышивки золотной, серебряной и шелковой нитью по атласу выполнены во 2-й половине XVIII в. большеформатные герб рода Остерманов и монограмма гр. Ф.А.Остермана, заключенные в овальные ореховые рамы. Уникальным экспонатом является парадный детский костюм Ф.А.Остермана из золотистой камки, с тканевым, матовым растительным орнаментом (сер. 18 в.), состоящий из кафтанчика, кюлот, камзола. В музейный период коллекция пополнилась бытовыми предметами, сохраненными О.В.Муратовой, правнучкой Ф.И.Тютчева. Среди поступивших предметов - крестильные рубашечка и чепчик О.Н.Тютчевой (урожд. Путятs, 1840 г.), ее свадебные рубашка и туфли (1869 г.) и свадебные туфли ее дочери Е.И.Тютчевой (1910 г.), дореволюционный сюртук-визитка Н.И.Тютчева, а также его детская рубашка-косоворотка, вышитая А.Ф.Аксаковой, старшей дочерью поэта Ф.И.Тютчева (1880-е гг.). Представляют бытовой интерес предметы, вышедшие из употребления: саше, свадебные мешочки для конфет, мешочки для ниток. Интересны также предметы и никогда не выходившие из употребления – это салфетки с владельческими инициалами. В данном поступлении это салфетки чайные льняные родственников Ф.И.Тютчева – дочерей Екатерины и Дарьи Тютчевых, жены Эрнестины Тютчевой и сестры Дарьи Ивановны Сушковой, которые находились в мурановском флигеле и были в употреблении в семье внуков поэта. Заслуживает внимания набор хлопчатобумажных носовых платков с рисунками, выполненными набойкой со следующими сюжетами: «Наполеон на Поклонной горе», «Пожар Москвы 1812 г.» (Россия, 1912 г.) по картинам В.В.Верещагина, с изображением гербов губерний и областей Российской империи, с дидактическим рисунком «Когда в Москве 12 ч. дня, какая разница в прочих городах» (Россия, нач. 20 в.). Платки принадлежали Ф.И.Тютчеву, внуку поэта.

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений